Том 16, № 4 (2018)
Скачать выпуск
PDF
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
5-25 410
Аннотация
Обсуждается проблема решения человеком задач с помощью компьютеров. Анализируются достоинства и недостатки декларативного программирования, в том числе функционального и логического программирования, выступающих как инструментарий искусственного интеллекта. Описывается альтернативный, теоретико-модельный подход к решению задач, носящий название семантического моделирования. Анализируются достоинства предлагаемой концепции, в том числе возможность сочетания аксиоматического и теоретико-модельного подхода к решению задач в рамках единого подхода, а также возможность интеграции на базе семантического моделирования методов непрерывной и дискретной математики. Описывается возможность построения на основе семантического моделирования нового, «объяснительного» искусственного интеллекта, свободного от недостатков, присущих традиционному искусственному интеллекту.
26-35 164
Аннотация
Цель работы - поиск аргументов против тезиса, что вывод к лучшему объяснению, связывающий научный реализм и успешность научного знания, - основной аргумент в пользу научного реализма, - является циклическим, поскольку содержит ошибку подтверждения следствия (Л. Лаудан, Б. Фраассен и др.). Рассматривается частный случай «основного аргумента» - вывод о существовании «ненаблюдаемых» объектов на основании причинного объяснения явления. Подобный аргумент является предметом так называемой «дилеммы Хичкока», требующей, чтобы содержательность вывода подтверждалась независимым аргументом в пользу существования «причины». Принятие онтологии специального вида, в нашем случае, это одна из возможных интерпретаций «тропического (rainforest) реализма» Д. Росса, позволяет построить требуемый «независимый аргумент». Паттерн не только задается как проекция, в первую очередь для того, чтобы играть функционально значимую, успешную роль в объяснении явлений в заданной области, но и «обязан содержать информацию о другом паттерне» (Дж. Лэдимен), - что и является искомым условием содержательности «основного аргумента».
36-45 183
Аннотация
Рассматривается роль аналогии между адаптированным организмом и научной теорией в дискуссии об объективности познания. Приводится критика существующих подходов к научной объективности, которые основаны на данной аналогии. Анализ понятия адаптации показывает, что адаптационная аналогия не может быть использована в качестве критерия объективности научной теории, но и не свидетельствует против объективности суждений восприятия. Таким образом, можно сформулировать новое понятие объективности как регулятивной идеи в процессе отбора теорий, которые опираются на суждения восприятия.
46-57 316
Аннотация
Рассматриваются методологические аспекты проблемы взаимообусловленности языка, мировоззрения и картины мира. Уточняется содержание понятий «мировоззрение», «картина мира», «культура», «язык» в их взаимной соотнесенности. Рассматривается потенциал некоторых направлений и школ отечественной лингвистики в изучении обозначенной проблемы. Выявляются исследовательские концепты лингвистических теорий, связанных с осмыслением взаимосвязи языка, мышления, культуры. Выдвигается гипотеза о методологическом значении принципа дополнительности в построении исследований по заявленной проблеме.
58-68 201
Аннотация
Рассматриваются теоремы К. Гёделя о неполноте применительно к формальной арифметике Дедекинда - Пеано. С использованием предиката опровержимости строится формула, формально выражающая свою неопровержимость, и доказывается ее неразрешимость. Тем самым подтверждается истинность первой теоремы. В то же время, при подобном представлении недоказуемости заключение второй теоремы оказывается неверным. Это означает, что вторая теорема независима от первой, что дезавуирует общепринятое положение о неразрывной связи первой и второй теорем Гёделя о неполноте.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
69-80 126
Аннотация
Разные революции и их цепочки (революционные волны), как правило, являются прямыми или опосредованными следствиями региональных и глобальных процессов модернизации. Иногда они усиливают, ускоряют тренды модернизации, но также могут их блокировать, усиливать или даже запускать противоположные тренды контр- модернизации (противотренды). Рассматриваются пять трендов модернизации и соответствующие пять противотрендов: 1) бюрократизация и дебюрократизация (откат к патримониальным структурам и практикам); 2) секуляризация и десекуляризация (возвращение религии и церкви в центр социальной, политической и культурной жизни, подъем фундаментализма); 3) капиталистическая индустриализация и деиндустриализация (как вариант - подавление капиталистических, рыночных институтов и организаций); 4) демократизация и авторитарные откаты (роспуск или превращение в фикцию парламентских, независимых судебных институтов); 5) подъем творческого авангарда в культуре или консерватизм, реставрация старых стилей и форм). Сформулированы эвристические принципы для анализа причин включения разных революционных волн и революций в указанные тренды с векторами модернизации и контрмодернизации.
81-93 143
Аннотация
Cтатья посвящена анализу феномена прогрессизма, который существует как на уровне массового сознания, так и в форме идей и даже целых идеологий, обнаруживая ряд характерных черт: вера в необратимость и безальтернативность научно-технического прогресса; забвение традиции; примат мнения над обоснованием, новизны и оригинальности над стремлением к истине; вычурность языка. Обосновывается наличие альтернативной прогрессизму парадигмы, которую можно назвать «новым эволюционизмом». Приводятся аргументы, что «новый эволюционизм» - это не просто совокупность достаточно хорошо обоснованных идей, но частично верифицированная общественная и личная практика.
94-102 126
Аннотация
Приведен анализ изменения представлений о роли интеллектуалов в современном социально-философском дискурсе. Сформулирован вывод об утрате интеллектуалами прежней монополии на формирование общественного мнения и ценностных ориентаций ввиду системных изменений в общественной жизни и возникновения социальных движений нового типа. Дана критика основных одномерных моделей участия интеллектуалов в гражданских движениях. Представлена интерпретация гражданского участия интеллектуалов как модели конфликтной коалиции с общественными движениями.
103-113 130
Аннотация
Анализируются процессы институционального взаимодействия академической науки и высшего образования в России на этапе их радикального реформирования. Исследование проводилось методом case-study, в качестве объекта выбрано научно-образовательное сообщество Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН (также привлекались примеры из других центров СО РАН - Иркутска, Томска, Новосибирска). Показано, что особенности интеграции академической науки и высшего образования в современных условиях обусловлены реформированием как сферы университетского образования, так и академических научных учреждений, при этом «первую скрипку» играют университеты, активно вовлеченные в «гонку за рейтингами». Одним из ее побочных эффектов при этом может стать феномен принудительной интеграции, под которой понимается силовое инкорпорирование учреждений академической науки в состав ведущих университетов, с целью резкого усиления научного потенциала последних. Предлагается находить и использовать иные, взаимовыгодные способы и формы интеграции.
114-124 304
Аннотация
Рассматриваются особенности проявления социального поведения в новых условиях виртуального пространства. Противопоставляются три формы характера отношений человека и киберсоциума - просоциальная (взаимодействие), асоциальная (независимость, невключенность), антисоциальная (паразитирование). Предлагается классификация форм виртуальности, представленных в современном мире. Описывается их связь с киберсоциальной структурой и возможные пути развития. Статья призвана показать, что современные социальные трансформации, вызванные цифровизацией общества, имеют амбивалентные последствия. В зависимости от позиции личности, современные технологии, являющиеся лишь средством достижения целей, могут быть использованы как во вред, так и во благо другому человеку, обществу, государству культуре. Человек и его моральность остаются главными критериями сосуществования.
125-134 135
Аннотация
Рассмотрены предпосылки возникновения современных западных направлений науки, анализирующих взаимовлияние языка, культуры и когнитивных процессов: лингвокультурологии, прикладной этнолингвистики, лингвистической антропологии. Показана трансформация философских концептуальных подходов в пространстве взаимовлияний «когнитивные процессы - язык - культура». Различия между дисциплинами показаны через призму истории развития когнитивных наук в США и Европе. Сделан вывод о больших эвристических возможностях этой науки в изучении межкультурной коммуникации индивидов и народов.
135-146 158
Аннотация
Рассматривается управленческий потенциал комплексных социогуманитарных программ, развивающихся в качестве вспомогательных компонентов крупных научно-технических проектов. Исследование институциональных структур и функций «новых типов этики» позволяет понять, каким образом социогуманитарное знание встраивается в процессы формирования нормативных и политических дискурсов технонауки и оказывает влияние на взаимоотношения между наукой и обществом.
147-158 275
Аннотация
В современном обществе происходит переориентация медицины высоких технологий на гуманистическое осмысление медицинской науки и практики. Область медицины сегодня более чувствительна к «латентной» для клинической практики проблематике. Рассматриваются проблемы индивидуализации и гуманизации высокотехнологичной медицины. Анализируются теоретические подходы, разрабатываемые в рамках гуманистически-ориентированной модели медицины, направленные на концептуализацию субьективного опыта переживания болезни.
159-167 136
Аннотация
История страны - это некая система координат, источник социального опыта и основа для адекватного реагирования на современные проблемы. Соответственно, обращение к прошлому может быть полезным при выработке потенциальных стратегий общественного развития. Законотворческие документы дореволюционной России представляются ресурсом, непредвзятое осмысливание которых будет способствовать продуктивному регулированию этнических и религиозно-конфессиональных вопросов, дальнейшему выстраиванию общегражданского согласия.
168-179 136
Аннотация
На примере чередования мононационального и мультинационального типов управления этническим многообразием рассматривается механизм последовательного воспроизводства вестернизации и автомодернизации. Первый тип появляется как итог копирования европейских институциональных моделей, второй возникает как результат адаптации западных заимствований к российским реалиям. Каждая из фаз цикла российской модернизации оказывается связанной с действием одной из доминант: первая фаза - с вестернизацией, вторая имеет переходное от одной к другой доминанте значение, третья обусловлена автомодернизацией. Делается вывод о зависимости институциональных моделей управления этническим многообразием от инверсионных механизмов социокультурной динамики.
180-191 144
Аннотация
Рассматривается ряд аспектов одной из наиболее давних и глубоких проблем современного европейского общества - проблема взаимоотношений европейцев с народом рома. Предпринимаются попытки рассмотреть основные парадигмы, в рамках которых формируются стереотипы относительно народа рома, бытующие в европейском обществе. Обосновывается идея о необходимости осмысления многомерности проблемы «цыганского вопроса», минуя рамки устоявшихся подходов к проблеме, по причине их очевидной неэффективности.
192-207 159
Аннотация
Исследование посвящено изучению традиционных и новых компонентов семейных отношений, которые воспроизводят этнические характеристики представителей монгольских народов. Приводятся данные социологических опросов семей, проведенные в 2009-2010 гг. монгольскими учеными, а также данные опроса взрослого населения и монгольской молодежи - жителей столицы Улан-Батора 2014 г. Выделены наиболее значимые факторы влияния на этническую идентичность взрослого и подрастающего поколений. Показано, что природные условия, хозяйственная деятельность, процессы урбанизации, структура семей, условия и факторы формирования этнической идентификации влияют на воспроизводство этнокультурных традиций, а мнения по поводу современных тенденций в семейно-брачных отношениях и принятие новых ценностных установок работают не только на развитие, но и на разрушение семьи как института воспроизводства общества.
207-215 110
Аннотация
Осуществлен анализ институциональных изменений в сельских локальных сообществах, определяются детерминанты институционального развития современного села. Выделены ключевые факторы, обусловливающие траекторию институционального развития агропромышленного комплекса: государственная аграрная политика, многоукладная экономика, человеческий капитал сельских локальных сообществ. Отмечается, что в сельском хозяйстве идет активный процесс модификации экономической, организационной, производственной структуры. Развиваются новые субъекты социально-экономических отношений: агрохолдинги, фермерские хозяйства, сельхозкооперативы, что оказывает воздействие на эволюцию трансформационных процессов в сельских локальных сообществах и в экономике села. Изменение состава субъектов социально-экономических отношений приводит к трансформации механизмов, влияющих на институциональные изменения в сельских локальных сообществах. Общую траекторию процессов самоорганизации социально-экономических систем в сельском хозяйстве определяет государство.
216-226 180
Аннотация
Исследуется логика развития теории постсоциалистического транзита под влиянием практики преобразований в различных странах бывшего «соцлагеря», показавшей необходимость выработки более дифференцированной доктрины, а также проблема соотношения институциональных и социокультурных факторов преобразований. Если в современных исследованиях причин path dependency авторы все чаще обращают внимание на культурологические факторы, то практический анализ развития постсоциалистических обществ в контексте важнейших институциональных изменений демонстрирует удивительную динамику, выступающую скорее рационально-реактивным ответом на сиюминутные изменения в институциональных условиях. Это дает основания предположить, что институты определяют выбор траектории развития (на индивидуальном уровне - смену адаптационных, жизненных стратегий), а устойчивой «колеей» ее делает культура.
227-239 128
Аннотация
Выделена и описана установка на патернализм среди сельского населения России. Эмпирическую базу составили данные исследований в сельских сообществах Новосибирской области в период с 2005 по 2014 г. Проанализирована структура ожиданий, связанных с деятельностью различных властных и экономических институтов, а также выявлены закономерности, определяющие изменение этой структуры. Показаны особенности трансформации установки на патернализм в условиях социального кризиса и падения доверия к доминирующим политическим институтам.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
257-266 163
Аннотация
Рассмотрены представления древнегреческих философов о бесстрастии Бога. Показано, что бесстрастие Бога утверждалось как одно из его свойств в античной философской теологии, даже несмотря на очевидные концептуальные различия между самими философскими школами, причем это представление нельзя свести только к наличию общей критики антропоморфизма богов мифов.
267-275 351
Аннотация
Рассмотрена проблема комплементарности этики и метафизики Аристотеля. Ставится вопрос, возможна ли этика Аристотеля как первая философия? Сначала рассматривается понятие «первой философии». Выявлены те причины и основания, согласно которым «первая философия» является первой. Затем понятие этики как первой философии представлено в том виде, как оно было сформулировано в философии Э. Левинаса. Согласно этому, этика представляет собой линзу, через которую должны рассматриваться все прочие философские вопросы, и в силу этого она является первой. Выделены три критерия, которым этика Аристотеля должна соответствовать, чтобы быть первой философией. Этика должна (1) заниматься первыми началами и причинами, (2) давать наиболее универсальное знание и (3) цениться в силу этого выше других дисциплин. Показано, что этика ни одному из этих критериев в полной мере не соответствует. В то же время сделан вывод, что этика может претендовать на звание первой философии, если под этикой мы будем понимать лишь ту часть, которая касается дианоэтических добродетелей.
276-287 240
Аннотация
Анализируется апологетика Афинагора Афинского, автора апологии «Прошение о христианах» и трактата «О воскрешении мертвых». Рассматриваются следующие проблемы: форма произведений, характер их аудитории, функции апологетики, а также специфика догматических воззрений Афинагора. Делается вывод о направленности апологии как к языческой интеллектуальной элите, по отношению к которой производится презентация христианского учения, так и к самим христианам. Последователи веры Христовой получали не только конкретные примеры для словесной защиты себя и своего учения, но в отношении их апологетом проводилось формирование идентичности посредством выстраивания оппозиций с языческим миром и его культурой, а также формирования догматики.
288-298 153
Аннотация
Установлено, что в философии академиков в период раннего эллинизма существовали две противоположные тенденции. Отчуждение индивида от общества проявилось в усилении морально-этического ригоризма и развитии жанра утешения. Также эта тенденция проявилась в затворническом и аскетическом образе жизни академиков. Стремление к политической активности проявилось в интересе академиков к политике, а также в их участии в государственных делах. Первая тенденция была связана с образованием эллинистических монархий. Вторая тенденция являлась следствием сохранения полисной системы.
299-310 141
Аннотация
Сопоставлены позиции Гоббса и Спинозы по актуализированному ими вопросу о том, принимал ли библейский бог непосредственное участие в создании Библии. Известно, что если Спиноза решительно отвергал, то Гоббс признавал «богоданность» Библии. Вместе с тем на основе сопоставления соответствующих текстов этих философов выявлено, что имела место и существенная преемственность между ними в их отношении к Библии и к связанным с этим вопросами, в том числе и к вопросу о боге как ее авторе.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ, ПОЛЕМИКА И ДИСКУССИИ
311-321 250
Аннотация
Представлен обзор Всероссийской научной конференции «Философия, наука, гуманизм в эпоху глобальной турбулентности», которая прошла в Академгородке с 13 по 15 сентября 2018 г., и была посвящена 25-летию профессионального философского образования в НГУ.
322-329 152
Аннотация
Приведен краткий обзор нескольких конференций по аналитической теологии и аналитической философии религии, прошедших в текущем году. Обсуждаются способы конструктивного участия философов в теологических дискуссиях и возможные перспективы сотрудничества аналитических философов с теологами.
РЕЦЕНЗИИ
329-334 157
Аннотация
Проблема соотношения теории и реальности в археологии является классическим примером, иллюстрирующим значимость и многообразие постановок основной проблемы философии науки. С эпистемологической точки зрения, проблема статуса археологических данных является одним из примеров постановки проблемы теоретической нагруженности наблюдений в соответствующей натуралистической перспективе. Для того чтобы решить проблему эпистемической независимости данных, на которых обосновываются утверждения о прошлом, П. Коссо предлагает оригинальную концепцию «взвешенного когерентизма». Размышления о книге: Kosso P. Knowing the Past: Philosophical Issues of History and Archaeology. Amherst, New York: Humanity Books, 2001.
335-340 118
Аннотация
Критический научный реализм И. Ниинилуото является одной из немногих современных концепций, которые говорят не только о научном реализме, но и о самой реальности. Такие элементы концепции, как тропный реализм - минимальная в патнэмовском смысле концепция онтологического реализма, утверждающая, что не существует единственного истинного описания реальности, или представление о том, что знание может быть предметом анализа ложных убеждений (по определению, правдоподобные убеждения не обязаны быть истинными), - как нельзя лучше иллюстрируют то, как И. Ниинилуото понимает современный тренд нечеткости задания основных философских категорий, таких как «онтологический объект», «истинностное значение» и др. Размышления о книге: Niiniluoto I. Critical Scientific Realism. Oxford University Press, 1999.
ISSN 2541-7517 (Print)