АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Цель работы - содержательно дополнить представление о «метафизике отношений» (М. Эсфелд) соответствующей трактовкой диспозиционной природы характеристик в онтологии Дж. Лоу. Рассуждения «от науки к философии» приводят М. Эсфелда к выводу, что «квантовая запутанность, понимаемая в терминах неразличимости (non-sepaгability) состояний, свидетельствует в пользу метафизики отношений, которая не требует существования внутренних характеристик соотносимых систем». Аналогично, именно натуралистическая установка приводит Дж. Лоу к заключению, что «приписывание атрибута данному виду может быть метафизически контингентным», на том основании, что «законы природы могут быть именно такими, потому что нет других субстанциальных видов, которые могли бы проявлять объекты». В качестве эвристик, демонстрирующих адекватность диспозиционализма Дж. Лоу принятой метафизике отношений, рассматриваются трактовки «временной относительности» и «релевантности причинности» из перечня требований к удовлетворительному представлению диспозиций В. Малцкорна.
Статья посвящена Новому (не-мейнстримному) реализму. Автор пытается решить проблему разобщенности, существующей в рамках этого течения. Разобщенность заключается в том, что работы Ж. Бенуа и М. Габриэля или Л. Бейкер и М. Феррариса рассматриваются как не связанные одним программным замыслом. Решение этой разобщенности предлагается через теоретическую реконструкцию подходов упомянутых авторов, которая раскрывает истоки той или иной философской программы, основные тезисы, категориальный аппарат. Сделанные выводы показывают, что все проекты, обсуждаемые в статье, развиваются как критический ответ на устоявшийся язык философии. Отмечается, что в рамках Нового реализма можно выделить два на правления теоретизирования - артефактное (Феррарис и Бейкер) и контекстуальное (Габриэль и Бенуа).
Статья описывает авторский подход к построению искусственных когнитивных агентов общего уровня на основе так называемого «семантического обучения с учителем», в рамках которого в соответствии с гибридной парадигмой искусственного интеллекта используются как методы машинного обучения, так и методы символьного подхода и систем, основанных на знаниях («старый добрый искусственный интеллект»). Представлено описание текущих проблем с пониманием общего смысла и контекста ситуаций, в которых находятся узкие ИИ-агенты. Дано определение семантического обучения с учителем и описана его связь с другими методами машинного обучения. Кроме того, представлен мысленный эксперимент, на котором показана суть и смысл семантического обучения с учителем.
В статье рассматривается феномен эпистемической справедливости, анализируются два вида несправедливости - свидетельской (тестимониальной) и герменевтической. Особое внимание к последней объясняется тем, что в любое индивидуальное взаимодействие человек вступает как член некоторого сообщества, что требует исследования коллективных эпистемических установок. В первую очередь это коллективные предрассудки, блокирующие эпистемические ресурсы, необходимые для понимания и обсуждения как индивидуального, так и коллективного опыта. В связи с тематикой эпистемической справедливости рассматриваются две смежные темы - проблема экспертизы и феномен «постправды». При помощи доброжелательной интерпретации «постправды» С. Фуллера показывается, что этот подход в принципе позволяет решить главную проблему эпистемической справедливости - неравного эпистемического статуса источников знания. Однако цена такого уравнивания оказывается слишком высокой и требует полного пересмотра системы экспертизы.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Социокультурная направленность процессов модернизации меняет акценты в общественном развитии человечества, подчеркивает необходимость определения места и роли человека в мире. Трансформация социокультурного пространства под давлением глобализации диктует необходимость осмысления структуры и функций, определяющих вектора развития мирового сообщества, меняющих акценты эволюции. Структурно социокультурное пространство интегрирует социальный и культурный потенциал деятельности, включая локальные сообщества. Функционально обеспечивает воспроизводство культуры и социальности, устанавливает допустимые пределы реформирования, гарантирующие сохранение социокультурной целостности, реализуя функции социализации, регуляции, информации, обратной связи.
Развитие цифровых и информационных технологий социальной коммуникации трансформировало традиционные способы воспроизводства этнической солидарности. Это дало небывалый по мощи мобилизационный эффект этнической самоорганизации. Статья решает две задачи: во-первых, предлагает классификацию этнических сетей на основании выделения целей и ориентиров мобилизации, во-вторых, фиксирует новые способы их конструирования с использованием инновационных инструментов коммуникации. Делается вывод об усилении автономии этнических структур самоорганизации в условиях трансформации глобальной информационной среды.
Исследуются принципы функционирования базовых метафор на различных этапах развития социологии. Сравниваются социобиологические и потоково-сетевые метафоры. Показано, что для обеих блоков базовых социологических метафор характерно сочетание внутренней дифференциации и внешнего единства. Анализируются параллели между изменениями в понимании человека природы и общества, отраженные в базовых метафорах. Делается вывод о том, что, несмотря на смену парадигм описания общества, выражающуюся в смене метафор, правила социологического описания остаются прежними, что выражается в одинаковых принципах функционирования различных базовых метафор.
В статье автор фиксирует значимость учета этносоциологического фокуса исследования при анализе социокультурного пространства города. Использование концепта «креолизация» позволяет понимать социокультуру города как сформированную на основе этнического состава города в определенный период времени, включающую дифференцированную множественность этнокультур, но не гомогенную по своей структуре, а подразумевающую эклектичное смешение культур в социокультурную целостность. На примере Новосибирска в статье проанализировано влияние этноконфессионального состава на социокультурный портрет города. На примере визуально определяемых «этнически маркированных» объектов городского пространства (музеи, храмы) и событий (праздники, фестивали), приходит к выводу, что полное содержательное представление о социокультурном пространстве современного Новосибирска невозможно без учета его этносоциальной составляющей.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Предпринята попытка детально рассмотреть пантеистические воззрения немецкого философа Вильгельма Иосифа Шеллинга на Бога и мир, в основе которых лежит идея всеединства бытия. Бог и вселенная отожествляются в его системе. Провозглашая тождество Бога и мира, под миром Шеллинг подразумевает не реальный мир конкретных вещей и явлений, а его абсолютную первооснову. Но такое отожествление низводило Бога на степень конечного существования. Необходимо было искать новые пути для решения поставленной проблемы.
Статья посвящена осмыслению практик саморазвития человека в философско-образовательных концепциях античности. Обосновывается тесная связь саморазвития человека и философии. Особое место отводится исследованию феномена самопознания как необходимого фундамента для развития и формирования жизненной стратегии. С философской точки зрения саморазвитие как феномен человеческого бытия не было рассмотрено в качестве специального объекта, поэтому погружение в историю философии с указанной оптикой имеет теоретическое значение в рамках философии образования.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ, ПОЛЕМИКА И ДИСКУССИИ
Мы напоминаем о различии между видимостью и реальностью, о том, что существуют различные виды реальности, которые не надо смешивать, и делаем различие между миром и реальностью. Против интернализма мы утверждаем, что «внутреннее» - «снаружи». Мы также утверждаем, что искусственный интеллект не может превзойти человеческий интеллект. Мы ссылаемся на некоторых современных философов - так называемых «новых реалистов», зачастую чтобы их покритиковать, что они не настоящие реалисты, и призываем к контекстуальному реализму.