Том 17, № 3 (2019)
Скачать выпуск
PDF
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
5-16 185
Аннотация
Рассмотрена проблема интенсиональности математического дискурса в свете теоремы Лёба. Исходя из факта эквивалентности теоремы Лёба и Второй теоремы о неполноте Гёделя, а также факта интенсиональности последней, формулируется проблема демонстрации интенсиональности теоремы Лёба. Показано, что эта интенсиональность имеет неявный характер, объясняемый «странностями» (по выражению Булоса) этой теоремы.
17-28 167
Аннотация
Исследуются возможности аксиоматической формулировки дисквотационной теории истины в перспективе общего аргумента С. Шапиро о несостоятельности дефляционной концепции истины ввиду неконсервативности расширения Арифметики Пеано с добавление дефляционной теории истины. Показано, что в обобщенной своей формулировке аргумент С. Шапиро не может автоматически распространяться на любое аксиоматическое представление дисквотационной теории. Показано, что ключевым для построения адекватной аксиоматической дисквотационной теории является эпистемологическое обоснование допустимого класса подстановок для Т-схемы.
29-40 172
Аннотация
Предложена и обоснована трактовка принципа «долженствование предполагает возможность» как нормативной дилеммы применительно к эпистемическим и моральным обязательствам. Показано, что стандартная интерпретация этого принципа в виде контрапозиции не является единственно возможной или эвристически интересной. На примере обязательств и действий разных типов продемонстрированы варианты переноса акцента с модальности возможности на модальность долженствования, что позволяет объяснить ряд действий, традиционно мало рассматриваемых в моральной теории. Такой подход позволяет и лучше понять связи между императивами моральными и эпистемическими.
41-50 207
Аннотация
Суицидальное поведение в современном научном мире рассматривается с точки зрения различных дисциплин (социологии, антропологии, философии и др.), но психиатрия выделяется среди этого списка тем, что может непосредственным образом воздействовать на суицидента, а также занимает главенствующее положение в разработке и создании теорий объяснения суицидального поведения. Антипсихиатрия, рассматриваемая в качестве пространства проблематизации и критики психиатрии, касается как самого фундамента психиатрии, так и отдельных ситуаций, связанных с реализацией психиатрами своих функций, и потому феномен суицида привлекает внимание одного из видных представителей американского антипсихиатрического движения - Т. Саса. Ключевым для анализа суицида Т. Сасом становится то, что суицид полагается в качестве явления, тесно связанного с психической болезнью, таким образом принимая медикализованный вид. В данном случае гораздо более важным оказывается то, почему самоубийство как явление становится объектом изучения психиатрии. Т. Сас именует данное превращение как переход из греха-и-преступления в болезнь-и-оправдание, справедливо указывая на то, что возникновение объяснительной модели суицида в рамках психиатрии позволило суицидентам перейти из категории обвиняемых, которым отказывают в христианском погребении и реализации наследственного права в пораженных болезнью, которая нуждается в излечении. Также Т. Сас акцентирует внимание на положении, в котором оказывается суицидент в пространстве психиатрической клиники. Главной характеристикой указанного положения является ограничение личной свободы и возможности полноценного существования.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
51-65 142
Аннотация
Проведен анализ места и роли гуманитарных наук в современной структуре научной деятельности с точки зрения полезности . Показано, что дискуссии такого рода характерны не только для отечественной, но и зарубежной науки. Приведены примеры обоснования общекультурного, мировоззренческого и узкоутилитарного понимания полезности гуманитарного знания в современном Университете. Сделана попытка предложить собственные трактовки ответа на поставленные вопросы.
66-82 204
Аннотация
Рассматривается проблема эпистемологического статуса принципа дополнительности в социогуманитарных исследованиях. Уточняется содержание принципа дополнительности и возможности его применения с точки зрения его методологической значимости для изучения взаимообусловленности языка, мировоззрения и картины мира. Показано, что аутентичное применение принципа возможно в рамках конструкционистской гносеологической модели при условии соблюдения ряда методологических требований к организации исследовательского процесса. Для соотнесения дополняющих языков описания в обозначенной проблемной области продуктивным представляется междисциплинарный понятийный аппарат культурологии.
83-99 145
Аннотация
В рамках изучения практических моделей регулирования трансформации полиэтнических сообществ на примере ряда стран Европейского союза рассмотрены институциональные механизмы и содержательные подходы к управлению процессами интеграции мигрантов в принимающее сообщество. Показано, что модели практического регулирования интеграционными процессами основаны на понимании интеграции как двустороннего процесса и прежде всего выражаются в изменениях социальных институтов и связей между ними. Так, на наднациональном уровне значимо сочетание директивных и рекомендательных форм воздействия на политику в сфере интеграции, на национальном - принципы индивидуального и инклюзивного подходов в рамках внедрения комплекса регулирующих политических мер «основного потока», на локальном - интеграционные инициативы муниципального уровня и взаимодействие с негосударственным сектором. Отдельно отмечена значимая роль мониторинга интеграционных процессов и интеграционной политики. Зафиксировано, что в России практики интеграции основаны на ее понимании как одностороннего процесса и способствуют реализации ее культурной функции, в то время как в странах Евросоюза - структурной и социальной. Сделан вывод о возможности применения некоторых из рассмотренных механизмов и подходов в стратегиях управления и регулирования миграционными процессами в Российской Федерации.
100-114 138
Аннотация
На примере сопоставления моделей национальной политики в республиках Саха (Якутия) и Хакасия, а также результатов эмпирических исследований показана роль языка как фактора, обусловливающего формирование межэтнических установок молодежи в различных социокультурных условиях. Выявлено, что «мягкая» (разрешительно-рекомендательная) и «жесткая» (директивно-обязательная) региональные модели языкового законодательства в системе образования приводят к противоречивым результатам. «Мягкая» модель более интегративна в аспекте межэтнических отношений, но усиливает ассимиляционные процессы у титульных этносов. «Жесткая» модель ведет к противоположным результатам.
115-125 156
Аннотация
Рассматриваются основные положения концепции коллективных прав в модели мультикультурализма У. Кимлика. В либерализме, несмотря на выраженную в нем индивидуалистическую позицию, содержатся авторитетные теории, доказывающие значимость коллективных прав. Согласно У. Кимлику, данная категория прав не противоречит идеологии индивидуализма, а, наоборот, представляет собой выражение политической рациональности, поскольку коллективные права дополняют и развивают механизм защиты интересов конкретной личности.
126-139 197
Аннотация
Эффект де Брюйна описывает, как формируются искажения в работе государственных учреждений, если при их управлении полагаться на систему количественной оценки эффективности. Подробно освещаются проявления данного эффекта в системе высшего образования. Показано, как количественные индикаторы в оценке работы университетов могут искажать естественные стратегии их развития. Рассмотрены ограничения, которые необходимо учитывать при использовании оценок эффективности как инструмента управления университетами. Делается вывод, что эффект де Брюйна в управлении университетами создает условия для распространения в них симулятивных практик и фальсеоинтеракций.
140-153 147
Аннотация
Приведены основные результаты эмпирического исследования, направленного на изучение ценностей российского студенчества. Исследование проведено в 2017-2018 гг. на базе Государственного университета управления, с использованием метода анкетирования, достигнута общероссийская выборка 1 600 респондентов. Рассматриваются ситуации, которые тревожат молодежь, представления молодежи о счастье, о воспитании будущих детей, жизненные цели и кредо молодежи, взгляд молодых людей на будущее. Результаты исследования отражают неоднозначное отношение молодежи к инструментальным и терминальным ценностям.
154-164 214
Аннотация
Длительное господство неоклассической экономической школы привело к акцентированию роли формальных, количественных факторов и законов. Произошло определенное сужение и абстрагирование набора анализируемых показателей, исключение культурных, социальных, религиозных факторов как обладающих причинно-следственным потенциалом. Однако социально-экономическая мотивация человека чрезвычайно сложна и неоднозначна. Полноценный анализ хозяйственно-экономических процессов не может обходиться без учета внеэкономических элементов - религии и культуры.
165-180 130
Аннотация
Социальное самочувствие людей разных национальностей рассматривается в качестве важной составляющей этносоциальной ситуации и качественной характеристики городского межэтнического сообщества. В свою очередь такое сообщество обосновывается как значимый объект национальной политики на муниципальном уровне. На основе обобщения результатов проведенных под руководством автора массовых социологических опросов дается характеристика социального самочувствия населения города Новосибирска - уровня общего благополучия и степени удовлетворенности отдельными сторонами жизни, идентичности, состояния и динамики межэтнических отношений, как они видятся представителями разных этнических групп. Фиксируется наличие, с одной стороны, в целом благоприятного социального самочувствия представителей разных национальностей и доброжелательных межэтнических отношений, с другой стороны, определенных тревог и волнений, связанных с социальным положением жителей и развитием этих отношений в последнее время. Выделяются задачи муниципального управления, которые решаются с помощью мониторинга социального самочувствия городского межэтнического сообщества.
181-193 138
Аннотация
Исследуются процессы социально-экономического и социокультурного развития сельских локальных сообществ, выступающих в форме своеобразных моделей, демонстрирующих истинную природу трансформационных процессов в сельскохозяйственных регионах. На основе использования системного анализа определены особенности развития, связи (внутренние и внешние), функции развития сообществ. Выделены механизмы, оказывающие влияние на стабилизацию и устойчивое развитие села: производственно-экономические, социокультурные, институциональные. Сельские локальные сообщества как система обладают структурностью, т. е. имеют внутреннее строение, взаимное расположение элементов (в рамках одного и того же состава элементов возможны те или иные модификации структуры) и являются своеобразной статической моделью системы.
194-208 119
Аннотация
Рассмотрены основные критерии противопоставления «сельских» и «городских» (урбанистических) территорий и сообществ с целью выявления, какие из признаков классификации территорий имеют скорее случайный, исторически преходящий характер и аттрибутивно-константные свойства, сущностно связанные со спецификой экономической и социальной организации сельских территорий и сохраняющие поэтому свою актуальность в качестве маркеров сельского социального пространства.
209-221 143
Аннотация
Анализируются основные тенденции социокультурного развития этнолокальных сообществ татар, проживающих в сельских районах Новосибирской области. Показано, что основными механизмами репрезентации этничности выступают воспроизводство традиций в сфере культуры, сохранение языка и религиозная принадлежность. Сделан вывод о том, что воспроизводство этничности приобретает осознанный и избирательный характер. В то же время имеет место изменение содержания всех маркеров, лежащих в основе этнической идентичности.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
222-244 220
Аннотация
Взгляды М. Мандельбаума на историографию философии претерпели определенную эволюцию. Показаны эпистемические основания историко-философской позиции Мандельбаума. С позиций критического реализма и его применения к социальным наукам Мандельбаум анализирует преимущества и недостатки монистического, или холистического, подхода, частных монизмов и плюрализма. Наиболее состоятельной плюралистической концепцией он полагает историю идей А. О. Лавджоя, однако ее использование в качестве историко-философской методологии ограничено. Сменившая ее интеллектуальная история должна быть отнесена к частичным монизмам, однако, по версии Мандельбаума, она получает ряд преимуществ, если начнет использовать плюралистическую методологию. Именно в этом варианте возможно отождествление истории философии и интеллектуальной истории. Представлены возражения аналитических философов против такого отождествления.
245-257 166
Аннотация
Рассматривается педагогическая составляющая драматургии Сенеки. Предлагается решение затруднения, заключающегося в том, что, с одной стороны, в своих философских трактатах Сенека однозначно заявляет о пагубном влиянии страстей на душу человека, с другой стороны, в своих драматических произведениях он изображает сюжеты, перенасыщенные страстями, оборачивающимися убийствами, предательством, изменами и другими преступлениями. Высказывается предположение, что особенность драматических произведений Сенеки не сводится к простой дани традиции, видящей страсть главной движущей силой как древнегреческой, так и древнеримской трагедии. Показано, что Сенека намеренно использует определенные художественные приемы, чтобы достичь педагогического эффекта.
258-270 144
Аннотация
Модель коэволюции социального, ментального и функционального порядков применяется для эскизного объяснения относительной стабильности западноевропейского Средневековья (до начала XVI в.). Показано, что стабильность средневековых порядков зиждется на нахождении релевантных обеспечивающих структур для главных предметов заботы правителей и элит: мобилизации военной силы, поддержания достойного уровня своего благосостояния и подчиненности низших эксплуатируемых слоев. Множественные конфликты между императором, королями, князьями, рыцарями, горожанами (мещанами) и крестьянством не подрывали, а укрепляли установленные порядки, поскольку борьба шла за занятие лучших мест в той же социальной структуре.
271-284 624
Аннотация
Рассмотрены основные элементы воздействия творчества Гёте на философские построения Гегеля и влияние гегелевской системы на целостное мировоззрение Гёте. Генетически происходившие из одного временного и социокультурного потока воззрения Гёте и Гегеля на историю, природу, свободный человеческий дух и на саму философию как базис продуктивной человеческой культуры во многом совпадали. Взаимоотношения Гёте и Гегеля позволяют разграничить понятия «философ» и «мыслитель»: у так называемого «профессионального» философа наблюдается стремление к системности, а у мыслителя системность перерастает в целостность.
285-296 230
Аннотация
Выявлены место и роль темы насилия в творчестве французского философа Ж.-П. Сартра. Обращено внимание на то, что зачатки темы насилия были у Сартра еще в ранних работах, а получили свое развитие в его политической философии. Показано как Сартр трактует понятие насилия, определяет его рамки, а также выделяет его положительную и отрицательную оценки. Все это приводит к некоторым затруднениям, поскольку Сартр порой говорил об одном и том же неоднозначно. В итоге такое положение дел сводилось к признанию Сартром того, что человеческую свободу всегда что-то ограничивает. Но главная наша задача заключается в следующем, а именно, в выявлении истоков темы насилия в философии Сартра. Определена степень влияния идей К. Маркса на развитие темы насилия в философии Сартра. Поскольку тема насилия в политической философии Сартра граничит с такими темами, как свобода и отчуждение, привлечен анализ усилий Сартра и по их осмыслению.
297-311 266
Аннотация
В настоящее время существует значительное количество точек зрения на периодизацию и этапы эволюционного развития прагматизма. В современной философии и истории философии отсутствует устойчивый консенсус в отношении вопроса о том, кого из современных философов однозначно можно причислить к прагматистам и неопрагматистам, а также с какого момента можно говорить о наступлении собственно неопрагматистского этапа развития упомянутой традиции. Отсутствие единого подхода к указанному вопросу в конечном счете затрудняет понимание содержания самого прагматизма как философского направления ввиду невозможности соотнесения с ним тех или иных ключевых фигур и видных исследователей. Рассматриваются основные положения и подходы к периодизации этапов эволюции прагматизма, принятые в научной литературе, и предлагаются доводы в пользу некоторых корректировок в отношении хронологии неопрагматизма.
312-327 126
Аннотация
Методология истории определяет, что авторы будут писать в своих исследованиях. Она является предметом социальной философии. Однако, проанализировав ведущие работы данного периода по истории Урала и Сибири XVII в., мы пришли к выводу, что историки не занимались механическим иллюстрированием выводов социальной философии на историческом материале. В конце XIX в. В. И. Ленин с опорой на К. Маркса нарисовал схему «нового периода русской истории». В 1930-е гг. эта схема стала обязательной для отечественных историков. Однако очень быстро выяснилось, что не все ее элементы можно было обнаружить в сибирской истории XVII в. Причины могут быть связаны с отсутствием у купечества достаточной автономии, большим налоговым гнетом, возможностями извлекать выгоды из социального статуса, военными действиями. Сохраняя полную лояльность официальному тезису, в своих конкретных исследованиях ученые сибиреведы оказались большими эмпириками и предпочитали указывать на исторические факты, даже если факты противоречили официальной концепции. Кроме того, в 1960-е гг. происходит изменение ключевых формулировок схемы, в сторону признания большой сложности и вариативности исторического процесса.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ, ПОЛЕМИКА И ДИСКУССИИ
328-335 154
Аннотация
Полиэтничность и поликонфессиональность Российской Федерации ставит задачи формирования Стратегии государственной национальной политики. Помимо государственных структур - Совета при Президенте РФ, Федерального агентства по делам национальностей - в этот процесс обязательно должен быть включен и научный потенциал. Совместная работа различных специалистов в области этнополитики дает концептуальные основания для грамотного решения межэтнических вопросов и интеграции социального пространства России.
ISSN 2541-7517 (Print)