Preview

Сибирский философский журнал

Расширенный поиск
Том 17, № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

5-16 371
Аннотация
Теория аргументации предположительно должна быть связана с рациональностью. Традиционно рациональность определялась в связи с логикой, и в то же время была частью теории аргументации. Но и диалектика, в ее традиционном понимании, также связана с рациональностью. Таким образом, через рациональность обнаруживается связь двух дисциплин - риторики как учения об адекватной коммуникации и формальной логики как учения о сохранении истины от посылок к заключению. В этом единстве двух аспектов диалектической беседы выявляется связь формальных и содержательных аспектов аргументации как рационального основания научного исследования.
17-29 119
Аннотация
Рассматриваются причины появления интенсиональных структур в математическом дискурсе на примере доказательства Второй теоремы Гёделя о неполноте арифметики. Показано, что одной из причин интенсиональности является концептуальная структура, включающая переход от строго математических формулировок к их интерпретации. Анализируются три этапа интенсиональности - кодирование, конструирование предиката доказуемости и построение самореферентного предложения. Показано, что допустимость на каждом этапе выбора между альтернативами есть источник интенсиональности.
30-41 144
Аннотация
Рассматривается проблема эпистемологического разногласия в рамках социальной эпистемологии, в частности условия осмысленного разногласия (равная обоснованность противоречащих мнений), на фоне чего дается критика некоторых способов аргументационного «притягивания за уши» сторонами в споре. В результате мы приходим к выводу об эпистемической иррелевантности таких способов, а также указываем на существенный недостаток вероятностного подхода в социальной эпистемологии - смешение эпистемической и практической рациональности.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

42-53 171
Аннотация
Проблема формирования российской модели управления, является междисциплинарной, она требует привлечения целого спектра подходов, разработанных в различных отраслях знаний. Философия управления призвана служить общим концептуальным и междисциплинарным основанием, обеспечивающим целостное восприятие и понимание феномена управления. Она позволяет рассматривать этот феномен как единство науки, практики и искусства. Среди аксиологических проблем философии управления центральное место занимают проблемы организационной культуры. Для понимания этого феномена необходима совокупность базовых представлений о природе человека, смысле и форме деятельности, социальной реальности, взаимоотношениях с внешней средой, природе человеческих взаимоотношений и др. Такое представление об организационной культуре может быть сформировано только при философском подходе, который позволяет реализовать интегрирующую функцию философии. Показано, что выбор ценностей патернализма и безопасности в качестве приоритетных будет в ближайшее время определять развитие российской организационной культуры.
54-65 131
Аннотация
Выделены и проанализированы содержательные характеристики категории «социокультурное». Показано, что методологическая и содержательная двойственность категории «социокультурное» выступает базовой характеристикой этого понятия, определяющей его развитие на протяжении XX-XXI вв. Это способствует множественности интерпретаций и дает возможность сближения социокультурного подхода с рядом других методологий. Проанализированы возможности интерпретации категории «социокультурное», связанные с ее двойственностью, и дана характеристика особенностей применения этой категории для анализа трансформирующихся обществ.
66-75 149
Аннотация
Проведен анализ существующих подходов к изучению мировоззренческой безопасности. Среди наиболее разработанных философских подходов к мировоззренческой безопасности выделены синергетический подход и теория устойчивого развития. Обоснована актуальность использования методологии информационного подхода к исследованию мировоззренческой безопасности. Информационный подход описывает общество как коммуникационную сеть, где любые взаимодействия опосредованы процессами обмена информацией между социальными субъектами. В этом случае факторами мировоззренческой безопасности становится не столько конкретное сообщение, сколько более общие факторы информационного рода: принципы генерации, обработки и интериоризации информации. Обучение этим базовым принципам работы с информацией будет способствовать мировоззренческой безопасности индивида, предотвращая манипуляцию сознанием.
76-88 173
Аннотация
Исследование посвящено изучению революционных волн - процесса распространения протестной активности из одного общества на другое. Автор статьи выявляет специфику и анализирует характер связей внутри «красной волны» в послевоенной Азии в 40-х - 70-х гг. ХХ в. Объяснены структурная, идейная и организационная зависимость между указанными революциями (восстаниями, партизанскими войнами), для этого используются миросистемный анализ, демографически-структурная теория, теория «военных революций» и неомарксистская модель Б. Мура. Данные подходы позволили объяснить авторитарный, дирижистский и эгалитарный характер азиатской «волны», а также выделили в ее рамках две идейно и организационно самостоятельные «волны».
89-98 114
Аннотация
Рассмотрены социально-культурные аспекты и последствия международной миграции. Выделены факторы, способствующие и затрудняющие интеграцию иммигрантов в принимающее общество. Показана значимость религии в укреплении межэтнических отношений. В статье использованы результаты трех эмпирических исследований: мигрантов-мусульман и населения г. Новосибирск
99-109 246
Аннотация
Анализируется эволюция понятия «гражданская религия» на примере определений Ж.-Ж. Руссо и Р. Н. Беллы. Обоснован исторический переход интерпретаций гражданской религии от всеобщей и естественной до частной и позитивной. Приведена аргументация теоретической недостаточности гражданской религии в качестве мультикультурной границы государства.
110-121 128
Аннотация
Представлен взгляд на биоэтику как область социальных практик, в которых происходит адаптация новых моральных и социальных норм. Регулятивная функция биоэтики обеспечивает этот процесс и приводит к институционализации. Подвергается критике традиционная позиция, которая сводит институты биоэтики к этическим комитетам. Социальные институты объясняются в идеационном ключе как системы норм и ценностей. В качестве первичных социальных структур в развитии институтов рассмотрены этосы. Разрешение дилемм проиллюстрировано на примере трансплантологии.
122-133 114
Аннотация
Анализ государственного управления на основе системного и структурно-функционального подходов позволил выявить актуальные потребности его развития, а также продемонстрировать выполняемые им задачи регулирования, в том числе в отношении трансформации межэтнических и сельских сообществ в регионах Сибири. Выявлено, что государственная национальная и аграрная политика не решает пока проблему гармонизации экономических и социально-культурных трансформаций в жизни сообществ. Показано, что оптимальным в решении этой проблемы было бы проведение оценки регулирующего воздействия (ОРВ) государства, а также построение теоретических моделей для практической реализации регулирования. Предложена структура теоретической модели социокультурного регулирования трансформации сообществ.
134-146 97
Аннотация
Рассматриваются проблемы использования методологии анализа сельских локальных сообществ с использованием информационных технологий. Определены предпосылки, методологические подходы, цели, этапы и предполагаемые результаты моделирования социально-экономического развития села. Отмечено, что моделирования дает возможность полнее, качественнее и быстрее проследить изменения уровня жизни жителей села, выделить доминирующие хозяйственные уклады, основные модели социально-экономической и социокультурной адаптации, ход инновационных процессов на селе, влияющих на развитие социально-экономического потенциала АПК. Выделены методологические принципы, функции классификации институциональных и социокультурных преобразований на селе.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

147-153 132
Аннотация
Говоря о философии сознания, исследователи так или иначе обращаются к понятию «квалиа». Несмотря на то, что в философский дискурс этот термин был введен еще в начале XX в., состоятельность его употребления до сих пор под вопросом. Исходной методологической точкой спора является вопрос о том, необходимо ли отдельно изучать квалитативность сознания или достаточно вынести эту проблему в область языкового описания функциональной деятельности мозга? Как один из аргументов в пользу последней точки зрения приводят новизну термина. Автор статьи доказывает, что проблемное поле квалиа формировалось еще в античной философии. Переосмысленная позже как проблема универсалий, идея о субъективности опыта сопутствует в истории философии вопросам, связанным с сознанием человека.
154-164 165
Аннотация
Интерес к случайности, как особой онтологической категории, зарождается вместе с развитием самой философии и науки. История философии насчитывает несколько трактовок этой категории: от полного отрицания ее в бытии до провозглашения особым типом взаимосвязи. На наш взгляд, трактовка случайности всегда выступала немаловажным фактором для реализации того или иного подхода, призванного определить, насколько плотно могут взаимодействовать философия и наука. Категория случайности является очень точным индикатором смены мировоззренческих установок и создания новых ориентиров познания. Обращение к становлению случайности как метафизической категории поможет нам выявить основные аспекты ее влияния на научное познание.
165-175 126
Аннотация
Установлено, что Мелисс связывал с понятием «единого» всеобъемлющее «всеединое», объединяющее в себе, как в «целом», бесконечное множество частиц, которые по своему подобию должны быть, как «одно единое целое». И это подобие означает подобие в однородном существовании. Однородность - всеобъемлющая целокупность «единого» и «множества», «единого» и «частей». Дополнительно установлено, что Мелисс считал существующими материальные первоначала и первоэлементы, которые неизменны, подобны «единому целому» на уровнях, недоступных человеческим органам чувственного восприятия (зрению, слуху и т. д.). Выявлено, что Мелисс отрицал возможность познания истинной сути вещей и тел с помощью данных органов чувств. Мир в ракурсе бесконечного и безграничного «единого целого» познаваем, по Мелиссу, только разумом.
176-184 209
Аннотация
Обсуждается тезис, согласно которому миф Протагора из одноименного диалога Платона в основе своей принадлежит историческому Протагору. Хотя автор соглашается с аргументами сторонников данного тезиса, анализ мифа в контексте диалога как целостного произведения, включая драматургические особенности последнего, позволяет ей предположить, что миф призван не просто передать взгляды знаменитого софиста, но, скорее, внести вклад в создание сатирического изображения Протагора, посредством которого Платон высмеивает его философские и педагогические амбиции.
185-203 442
Аннотация
Рассмотрены полный перечень переводов на русский язык работ из корпуса Аристотеля в указанный хронологический период и сведения о переводчиках. Осуществлен анализ отобранного материала. В результате проведенного исследования были выявлены основные периоды истории переводов на русский язык работ Аристотеля, причины, побудившие переводчиков обратиться к античному наследию, а также аудитория, для которой были предназначены переводы.
204-215 190
Аннотация
Установлено, что стремление к независимости от внешних обстоятельств не является общей чертой для греческой философии в период раннего эллинизма. Также установлено, что усиление данной черты в раннеэллинистической философии было связано с образованием военно-бюрократических монархий. Признание зависимости от внешних условий, прежде всего от политики и дружбы, было связано с сохранением полисной системы.
216-224 156
Аннотация
Выявлен спектр мнений относительно бесстрастия Бога, наличествующий в раннехристианской мысли II-III вв. При очевидном сходстве данной концепции с положениями античной философской теологии имеется и ряд отличий, главным из которых следует признать наличие теопасхистских формул и выражений, обусловленных доктриной боговоплощения. Cами точки зрения варьируют от ригидного утверждения бесстрастия (апологеты, Климент Александрийский) до более гибкого подхода Оригена и, наконец, утверждения, что в некотором смысле можно говорить о страдании Бога (Григорий Чудотворец). Не выработав единой терминологии, патристика этого периода, тем не менее, заложила концептуальную основу для последующего создания метафизики «бесстрастного страдания» Бога в христианской философии.
225-235 276
Аннотация
Раскрыты концептуальные основания следующих расхождений мировоззренческих позиций Гоббса и Спинозы. Отвергая существование противоестественного, Гоббс признавал реальность сверхъестественного как якобы результата нарушения библейским богом происходящего по тем законам, которые он дал созданной им природе. Спиноза, отождествив бога с природой, признавал только вечное естественное, т. е. несотворенное, и, практически отождествляя сверхъестественное и противоестественное, отрицал их существование. За признанием Гоббсом сверхъестественного фактически обнаруживается его заинтересованное внимание к той сущностной специфике человека, которая проявляется в его творческой деятельности, созидающей из имеющегося в природе материала то, что природа сама по себе не создает. Этой специфически человеческой способностью Гоббс и наделяет бога. Спиноза же исходит из того, что природа сама реализует все свои возможности. Человека он рассматривает как часть природы и, соответственно, создаваемое человеком не оценивает как нечто, превосходящее имеющееся в природе.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ, ПОЛЕМИКА И ДИСКУССИИ

236-246 114
Аннотация
В декабре 2018 г. в новосибирском Академгородке состоялась XVI Всероссийская научная конференция молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Организаторами мероприятия выступили НГУ и ИФПР СО РАН. Очное участие в конференции приняло более 50 молодых исследователей, общее число участников превысило 100 чел.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7517 (Print)