Институциональный минимализм как тренд развития местного самоуправления в современной России
https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-2-127-142
Аннотация
Статья посвящена анализу грядущей реформы местного самоуправления, инициированной поправками в Конституцию РФ (2020) и Проектом Федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», внесенным на рассмотрение ГД РФ в декабре 2021 г. Целью исследования выступает выявление и анализ тенденций в развитии институциональной организации местного самоуправления, проявившихся в контексте разработки нового законопроекта. Показано, что в сфере отечественного местного самоуправления складывается особый тип институциональной организации, который можно определить как институциональный минимализм. Выделены его основные черты. Сделан вывод о том, что проявления институционального минимализма возможны лишь в условиях продолжения таких тенденций, как огосударствление и унификация местного самоуправления, которые ранее существовали, но оказались еще более усилены в связи с выстраиванием единой системы публичной власти.
Об авторе
М. Р. ЗазулинаРоссия
Зазулина Мария Рудольфовна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник
Новосибирск
Список литературы
1. Волынский А. И. Институциональный дизайн и теория реформ в российском экономическом дискурсе / А. И. Волынский // Terra Economicus. 2018. Т. 16. № 4. С. 29–40. DOI 10.23683/2073-6606-2018-16-4-29-40.
2. Зикеев В.А. Технократизация местного самоуправления // Вопросы местного самоуправления: стратегия и практика муниципального развития. 2022. № 1 (97). С. 74–77.
3. Митрохин С. Особенности реализации муниципального проекта в России: некоторые аспекты федеральной политики // Реформа местного самоуправления в региональном измерении. По материалам из 21 региона Российской Федерации / Под ред. С. Рыженкова, Н. Винника. М.: МОНФ, 1999. С. 29–30.
4. Нечаев В. Д. Основные тенденции в институциональной организации местного самоуправления в современной России / В. Д. Нечаев // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журн. полит. философии и социологии политики). 2006. № 4. С. 22–44.
5. Остром Э. Управление общим. Эволюция институций коллективного действия. Киев, 2013. 400 с.
6. Пашенцев В. Организация местного самоуправления в российских регионах: цифры и типы // Реформа местного самоуправления в региональном измерении. М., 1999. C. 44—57.
7. Реформа местной власти в городах России, 1991–2006: моногр. / Владимир Гельман [и др.; ред. Брезман А. О.]; Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, Центр изучения современной политики. – Санкт-Петербург: Норма, 2008. 367 с.
8. Степанов М. М. Местное самоуправление в контексте конституционной реформы 2020 года // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 5. С. 35–41. DOI: 10.17803/1994-1471.2021.126.5.035-041.
9. Упоров И. В. Местное самоуправление в России на пороге перемен: к законопроекту есть вопросы / И. В. Упоров, Е. В. Гришай, М. Ю. Попов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 1. С. 123–127. DOI 10.23672/l9839-9944-7312-d.
10. Чертков А. Н. Государство и местное самоуправление в России: принцип единства публичной власти и проблемы разграничения её компетенции / А. Н. Чертков // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Юриспруденция. 2020. № 2. С. 39–50. DOI 10.18384/2310-6794-2020-2-39-50.
Рецензия
Для цитирования:
Зазулина М.Р. Институциональный минимализм как тренд развития местного самоуправления в современной России. Сибирский философский журнал. 2022;20(2):127-142. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-2-127-142
For citation:
Zazulina M.R. Institutional Minimalism as a Trend in the Development of Local Self-Government in Modern Russia. Siberian Journal of Philosophy. 2022;20(2):127-142. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-2-127-142