Образование как система: содержание форсайт-методологии
https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-2-68-78
Аннотация
В статье анализируются содержательные аспекты форсайт-методологии социального прогнозирования развития системы образования как сложной, динамичной, открытой системы с точки зрения системного подхода. Делается предположение о системе образования как о центральном социальном институте, который, будучи связанным с трансляцией знания, должен в целях формирования целостной личности поддерживать и собственную системную сложность, а также корреспондироваться со сложностью всего устройства общества. Подчеркиваются некоторые содержательные сложности работы экспертов в рамках форсайт-исследований, а также указывается необходимость учета ценностного аспекта при прогнозировании образования будущего.
Ключевые слова
Об авторе
Е. А. РождественскаяРоссия
Елизавета Александровна Рождественская, ассистент кафедры философии образования философского факультета (Ленинские
горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский»)
Москва
Список литературы
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
2. Брызгалина Е. В., Станченко С. В. Воспитание как образовательный результат: ценностноориентированный подход к оцениванию в системе общего образования // Вестн. Росс. ун-та дружбы народов. Сер. Философия. 2021. Т. 25. № 4. С. 572–586.
3. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование-2030: аналит. докл. / под ред. В. С. Ефимова. Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2012.
4. Вахштайн В.С. Две модели образовательных систем: континентальная и атлантическая // Прогнозис. 2006. № 6. С. 321–352.
5. Воронов Ю.П. Форсайт как инструмент / под ред. В.И. Суслова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010.
6. Гохберг Л.М. Новые тенденции в российской практике форсайт-исследований // Форсайт. 2009. № 3 (11). С. 5.
7. Ефимов В. С. Форсайт высшей школы России: контуры перспективной государственной политики // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5 (81). С. 6–42.
8. Ефимов В.С., Лаптева А.В., Дадашева В.А. Форсайт высшей школы России: новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 13–48.
9. Ефимов В. С., Лаптева А. В., Румянцев М. В. Будущее высшей школы России – 2030: социально-экономические контексты и критические ситуации (по результатам Делфи-опроса экспертов) // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 2 (78). С. 24–37.
10. Карпов А.О. Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход // Вопр. филос. 2020. № 1. С. 5–16.
11. Карпов А.О. Фундаментальные модели образования будущего // Вопр. философии. 2022. № 1. С. 54–64.
12. Луман Н. Общество общества. М.: Логос, 2011.
13. Миронов В.В., Брызгалина Е.В. Феномен «профанного знания» в контексте особенностей современной науки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2020. № 6. С. 107–121.
14. Назарова И.Р. Форсайт в исследованиях будущего российского образования // Высш. образование в России. 2014. № 7. С. 22–29.
15. Окладникова Е. А. Образование к 2030 и 2035 гг.: форсайт-технологии и телеология рисков и благоприобретений // Научный результат. Соц. и гуманит. исслед. 2021. № 3(7). С. 125–149.
16. Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. №1(1). С. 8–15.
17. Шелюбская Н.В. «Форсайт» – механизм определения приоритетов формирования общества знаний стран Западной Европы // Актуальные проблемы Европы. 2007. № 2. С. 143–169.
Рецензия
Для цитирования:
Рождественская Е.А. Образование как система: содержание форсайт-методологии. Сибирский философский журнал. 2022;20(2):68-78. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-2-68-78
For citation:
Rozhdestvenskaya E.A. Education as a System: The Content of the Foresight Methodology. Siberian Journal of Philosophy. 2022;20(2):68-78. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-2-68-78