Preview

Сибирский философский журнал

Расширенный поиск

Образование как система: содержание форсайт-методологии

https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-2-68-78

Аннотация

В статье анализируются содержательные аспекты форсайт-методологии социального прогнозирования развития системы образования как сложной, динамичной, открытой системы с точки зрения системного подхода. Делается предположение о системе образования как о центральном социальном институте, который, будучи связанным с трансляцией знания, должен в целях формирования целостной личности поддерживать и собственную системную сложность, а также корреспондироваться со сложностью всего устройства общества. Подчеркиваются некоторые содержательные сложности работы экспертов в рамках форсайт-исследований, а также указывается необходимость учета ценностного аспекта при прогнозировании образования будущего.

Об авторе

Е. А. Рождественская
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Елизавета Александровна Рождественская, ассистент кафедры философии образования философского факультета (Ленинские
горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский»)

Москва



Список литературы

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

2. Брызгалина Е. В., Станченко С. В. Воспитание как образовательный результат: ценностноориентированный подход к оцениванию в системе общего образования // Вестн. Росс. ун-та дружбы народов. Сер. Философия. 2021. Т. 25. № 4. С. 572–586.

3. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование-2030: аналит. докл. / под ред. В. С. Ефимова. Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2012.

4. Вахштайн В.С. Две модели образовательных систем: континентальная и атлантическая // Прогнозис. 2006. № 6. С. 321–352.

5. Воронов Ю.П. Форсайт как инструмент / под ред. В.И. Суслова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010.

6. Гохберг Л.М. Новые тенденции в российской практике форсайт-исследований // Форсайт. 2009. № 3 (11). С. 5.

7. Ефимов В. С. Форсайт высшей школы России: контуры перспективной государственной политики // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5 (81). С. 6–42.

8. Ефимов В.С., Лаптева А.В., Дадашева В.А. Форсайт высшей школы России: новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 13–48.

9. Ефимов В. С., Лаптева А. В., Румянцев М. В. Будущее высшей школы России – 2030: социально-экономические контексты и критические ситуации (по результатам Делфи-опроса экспертов) // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 2 (78). С. 24–37.

10. Карпов А.О. Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход // Вопр. филос. 2020. № 1. С. 5–16.

11. Карпов А.О. Фундаментальные модели образования будущего // Вопр. философии. 2022. № 1. С. 54–64.

12. Луман Н. Общество общества. М.: Логос, 2011.

13. Миронов В.В., Брызгалина Е.В. Феномен «профанного знания» в контексте особенностей современной науки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2020. № 6. С. 107–121.

14. Назарова И.Р. Форсайт в исследованиях будущего российского образования // Высш. образование в России. 2014. № 7. С. 22–29.

15. Окладникова Е. А. Образование к 2030 и 2035 гг.: форсайт-технологии и телеология рисков и благоприобретений // Научный результат. Соц. и гуманит. исслед. 2021. № 3(7). С. 125–149.

16. Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. №1(1). С. 8–15.

17. Шелюбская Н.В. «Форсайт» – механизм определения приоритетов формирования общества знаний стран Западной Европы // Актуальные проблемы Европы. 2007. № 2. С. 143–169.


Рецензия

Для цитирования:


Рождественская Е.А. Образование как система: содержание форсайт-методологии. Сибирский философский журнал. 2022;20(2):68-78. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-2-68-78

For citation:


Rozhdestvenskaya E.A. Education as a System: The Content of the Foresight Methodology. Siberian Journal of Philosophy. 2022;20(2):68-78. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-2-68-78

Просмотров: 269


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7517 (Print)