Славянофилы о соотношении «внутреннего» и «внешнего» в конструировании границ российской идентичности
https://doi.org/10.25205/2541-7517-2021-19-3-102-114
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Статья посвящена философии классического славянофильства, которую автор рассматривает как первую концепцию российской национальной идентичности, дошедшую до обобщений философского уровня. Самоидентификация народа, как и личности, предполагает осмысление своих особенностей по отношению к «другим». Славянофилы в качестве «Значимого Другого» рассматривали Запад. Одним из важнейших маркеров, позволяющих обозначить границы российской идентичности, для славянофилов являлась антитеза «внутреннего» и «внешнего». Сопоставляя свою позицию с позицией современного европейского исследователя К. Й. Мьёра, автор анализирует использование данной антитезы в славянофильской антропологии.
Об авторе
М. А. ШироковаРоссия
Марина Алексеевна Широкова, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры политологи
Барнаул
Список литературы
1. Аксаков К. С. Государство и народ. М.: Ин-т русс. цивилизации, 2009.
2. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1.
3. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. СПб.: Наука, 1995. Т. 14.
4. Зеньковский В. В. История русской философии. Л.: Эго, 1991. Т. 1, ч. 2.
5. Карлов И. В. Педагогические идеи славянофилов и современность // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. 2010. № 2. С. 12-16.
6. Киреевский И. В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984.
7. Киреевский И. В. Отрывки // Славянофильство: pro et contra. СПб.: РХГА, 2006. С. 92-106.
8. Корольков А. А. Духовные основания педагогической антропологии / Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. № 8. С. 36-46.
9. Куликов В. В. «Познавать и жить цельным духом» (Славянофилы и образование) // Учен. зап. ЗабГГПУ. Философия, культурология, социология, социальная работа. 2009. Вып. 4. С. 41-48.
10. Мьёр К. Й. Образ России в учении славянофилов // История философии. 2019. Т. 24, № 1. С. 122-134.
11. Тургенев И. С. Рудин; Дворянское гнездо; Накануне; Отцы и дети. М.: Худож. лит., 1983.
12. Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. М.: Медиум, 1994. Т. 2.
13. Taylor Ch. Sources of the Self: The Making of Modern Identity. Cambridge, Cambridge Uni. Press, 1989.
Рецензия
Для цитирования:
Широкова М.А. Славянофилы о соотношении «внутреннего» и «внешнего» в конструировании границ российской идентичности. Сибирский философский журнал. 2021;19(3):102-114. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2021-19-3-102-114
For citation:
Shirokova M.A. Slavophiles on the Relationship between “Internal” and “External” in the Construction of the Boundaries of Russian Identity. Siberian Journal of Philosophy. 2021;19(3):102-114. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2541-7517-2021-19-3-102-114