Сравнительная оценка состояния академической аспирантуры (середина 2000-х – конец 2010-х годов)
https://doi.org/10.25205/2541-7517-2021-19-3-55-67
Аннотация
В статье поставлена задача выявления динамики изменения социальных характеристик аспирантов научно-исследовательских институтов новосибирского Академгородка. Для проведения сравнительного анализа использовались данные социологических опросов, проведенных в 2005 и 2018 гг. Сопоставлялись такие переменные, как причины поступления в аспирантуру, оценки текущего состояния основных элементов научной деятельности, представления аспирантов о будущей профессии, прежде всего научной карьере, критериях и факторов ее успешности. Исходя из полученных результатов предполагалось выявить основные тенденции, присущие аспирантуре как основному способу подготовки кадров для отечественной науки. Сделан вывод, что в настоящее время система подготовки научных кадров высшей квалификации в стране находится в неустойчивом состоянии. Как следствие, в профессиональном сообществе идет активная дискуссия о путях дальнейшего реформирования аспирантуры.
Ключевые слова
Об авторе
А. М. АблажейРоссия
Анатолий Михайлович Аблажей, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН; доцент кафедры социальной философии и политологии Новосибирского государственного университета
Новосибирск
Список литературы
1. Аблажей А. М. «...Я сторонник еще более радикальных изменений»: реформирование науки глазами молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований: Материалы XVII Всеросс. науч. конф. мол. ученых в обл. гуманит. и социал. наук. Новосибирск, 2019. С. 3–5.
2. Абрамова М. А., Балганова Е. В. Качество высшего образования как детерминанта общественного развития // Философия образования. 2018. № 4. С. 3–12.
3. Бедный Б. И., Миронос А. А., Балабанов С. С. Факторы эффективности и качества подготовки научных кадров в аспирантуре // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 5. С. 56–65.
4. Бедный Б. И., Рыбаков Н. В., Сапунов М. Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный ракурс // Социол. исслед. 2017. № 9. С. 115–134.
5. Богданова М. В. Этос университета: социологическая операционализация потенциала «неписаных правил» // Социол. журн. 2017. Т. 23, № 2. С. 153–170.
6. Гельман В. Я., Хмельницкая Н. М. О некоторых проблемах подготовки научнопедагогических кадров высшей квалификации // Наука. Инновации. Образование. 2017. С. 102–119.
7. Грановский Ю. В. Подготовка кандидатов и докторов наук // Науковедческие исследования. 2017. С. 92–98.
8. Дежина И. Г. Государственная кадровая политика в сфере науки и ее результаты // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 6. С. 64–70.
9. Кельсина А. С., Мироненко Е. С. Состояние и перспективы развития подготовки кадров высшей квалификации // Учен. зап. Орлов. гос. ун-та. 2016. № 2. С. 239–244.
10. Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Европейское измерение и институциональная трансформация в российском высшем образовании // Вопр. образования. 2014. № 2. С. 109–131.
11. Гохберг Л. М., Кузьминов Я. И., Лайкам К. Э., Наумов А. В., Фридлянов В. Н. (ред.). Индикаторы науки: 2010. Стат. сб. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
12. Гохберг Л. М., Кузьминов Я. И. (науч. ред.) Индикаторы науки: 2021. Стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2021.
13. Мудрова Е. Б., Виноградова Е. Б. Оценка факторов подготовки аспирантов в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 5. С. 74–81.
14. Любимов Л. Л. Угасание образовательного этоса // Вопр. образования. 2009. № 1. С. 199–210.
15. Попова И. Р. Профессиональная карьера в сфере науки и технологий: к проблеме устойчивости // Социол. исслед. 2017. № 12. С. 124–134.
16. Руткевич А. М. Сомнительные блага российского образования (interior goods) // Вопр. образования. 2008. № 4. С. 111–127.
17. Сизых А. Д. Анализ академической среды как места учебы и работы // Вопр. образования. 2014. № 1. С. 92–109.
18. Финкельштейн М., Иглесиас К., Панова А. А., Юдкевич М. М. Перспективы молодых специалистов на академическом рынке труда: глобальное сравнение и оценка // Вопр. образования. 2014. № 2. С. 20–43.
19. Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З., Булашева А. А. Тенденции и факторы эффективности подготовки аспирантов российских вузов в условиях реформирования высшего образования // Социол. исслед. 2017. № 9. С. 135–144.
20. Baruch Y. Careers in academe: the academic labour market as an eco-system. Career Development International, 2013, vol. 18. iss. 2, pp. 196–210.
Рецензия
Для цитирования:
Аблажей А.М. Сравнительная оценка состояния академической аспирантуры (середина 2000-х – конец 2010-х годов). Сибирский философский журнал. 2021;19(3):55-67. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2021-19-3-55-67
For citation:
Ablazhey A.M. Comparative Evaluation of the Condition of Academic Graduate School (Middle 2000s – Late 2010s). Siberian Journal of Philosophy. 2021;19(3):55-67. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2541-7517-2021-19-3-55-67