Preview

Сибирский философский журнал

Расширенный поиск

Методологичность и экспертность организации игры

https://doi.org/10.25205/2541-7517-2025-23-1-24-38

Аннотация

Можно позволить себе сказать, что в процессе человеческой жизни есть какие-то формы деятельности, которые сопровождают его на протяжении всей жизни. Важнейшая из них – это игра. Уже в дошкольном возрасте игра становится инструментом становления личности человека и одновременно формой его социализации. Игра предполагает наличие правил, по которым она должна осуществляться. В них могут входить как общие, так и частные правила, характеризующие конкретные игры. Но во всех играх правила носят иерархизированный характер. У этих правил есть явные или неявные разработчики. Например, в играх, пришедших к нам из глубины веков, трудно найти явных разработчиков. Во многих современных играх они присутствуют явным образом. Но «следование правилу» (в общезначимом смысле этого выражения) оказывается необходимым условием осуществления игры. В зависимости от субъектной направленности игры (ребенок и его возраст, взрослый человек и его цели и задачи, языковой статус игры и т.д.) для осуществления игры могут понадобиться или, наоборот, не понадобиться специальные профессиональные знания. Например, использование игры (в ее самых разных формах) в образовательном процессе требует особых управленческих знаний и педагогического профессионализма. Игра, если ты не разработчик современных компьютерных игр, где, в конечном счете, тоже работает команда, не строится самостоятельно. Она требует подключения к существующим правилам или разработки новых правил. Это происходит даже в том случае, если, например, ребенок играет самостоятельно, творит. Но он при этом достраивает, настраивает какие-то формы деятельности, игры, в которые с ним ранее играли взрослые или другие дети. Игра порождает специальный язык описания правил, который развивается в процессе игры. Например, можно говорить о существовании своего шахматного языка или футбольного языка, в котором концептуальные аппараты и правила организации игры разные. В то же время можно говорить и о том, что все-таки существуют некоторые общеметодологические установки организации игровой деятельности. Именно поиску таких общеметодологических установок и посвящена данная статья.

Об авторе

Г. В. Сорина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Галина Вениаминовна Сорина, доктор философских наук, профессор, Профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета; заместитель декана по научной работе факультета педагогического образования



Список литературы

1. Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 224 с.

2. Ветушинский А.С. Игродром: что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре. М.: Эксмо, 2021. 272 с.

3. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы: в 2 ч. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. 692 с.

4. Воронин А.Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3, № 3. С. 35–58.

5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1998. 704 с.

6. Гуров Ф.Н. Возможности краудсорсинга и геймификации в современной науке // Прорывные научные исследования как двигатель науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Тюмень, 20 апреля 2018 года) / Отв. ред. А.А. Сукнясян. Тюмень: Аэтерна, 2018. Ч. 2. С. 109–111.

7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, 2010. 264 с.

8. Миронов В.В. Философия и метаморфозы культуры. М.: Совр. тетради, 2005. 288 с.

9. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. 192 с.

10. Сорина Г.В. Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций) // Ценности и смыслы. 2014. № 2(30). С. 50–62.

11. Сорина Г.В., Гуров Ф.Н. Принуждение к идентичности. Как это возможно? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2022. № 3. С. 39–48.

12. Сорина Г.В., Ярмак Ю.В. Политический интеллект: философско-методологический анализ // Ценности и смыслы. 2012. № 6 (22). С. 23–36.

13. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия. М.: Канон+, 2017. 434с.

14. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Каталаксия, 1992. 704 с.

15. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.


Рецензия

Для цитирования:


Сорина Г.В. Методологичность и экспертность организации игры. Сибирский философский журнал. 2025;23(1):24-38. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2025-23-1-24-38

For citation:


Sorina G.V. The Methodological and Expert Dimensions of Play Organization. Siberian Journal of Philosophy. 2025;23(1):24-38. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2541-7517-2025-23-1-24-38

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7517 (Print)