Preview

Сибирский философский журнал

Расширенный поиск

Новые объекты исследования в алгоритмической эстетике: танц-перформанс и хореографическая арт-практика

https://doi.org/10.25205/2541-7517-2024-22-1-82-95

Аннотация

В статье рассматривается, как появляются новые объекты исследования в алгоритмической эстетике – танц-перформанс и арт-практика. Появление цифровых коммуникативных практик способствует созданию новых способов формализации партитуры танца, которые на сегодняшний день имеют разные технологические решения, в том числе и алгоритмические. Классическая эстетика не способна описать технологическую модернизацию художественного творчества, поэтому автор статьи предлагает рассматривать танц-перформанс и арт-практику в рамках алгоритмической эстетики.

Об авторе

О. И. Уймина
Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Ольга Ивановна Уймина - Cтарший преподаватель, РГУНГ (Национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина Аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова.

Москва



Список литературы

1. Бычков В. В. Постнеклассическая философия искусства. Система основных понятий // Искусствознание. 2010. № 3–4. С. 487–519.

2. Бычков В. В. Эстетика: учебник. М.: КНОРУС, 2012.

3. Вайбель П. Медиаискусство: от симуляции к стимуляции // Логос. 2015. Т. 25. № 4. С. 135–162.

4. Гордеева Т. В. Художественная коммуникация в российском танцевальном перформансе рубежа ХХ–XXI веков: Научная специальность 5.10.1. Теория и история культуры, искусства: дис. канд. иск. СПб.: Акад. Русс. балета им. А.Я. Вагановой, 2022.

5. Гуревич П. Конфигурация могущества // Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: АСТ, 2003. С. 8–17.

6. Жаринова Е. В. Введение понятия стохастической хореографии // Границы танца в современной культуре: думаем, пишем, обсуждаем. Материалы VIII Междунар. студ. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) фак. совр. танца Гуманит. ун-та / Под ред. Н.В. Курюмовой. Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2018. С. 7–13.

7. Каннингем М. «Гладкий, потому что неровный…» / Под ред. Л. Жаклин. М.: Арт Гид; Музей совр. иск-ва «Гараж», 2019.

8. Кириллова Н. Б. Инфоэстетика современной медиакультуры: к постановке проблемы // Изв. Урал. фед. ун-та. Cер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. №1. С. 96–100.

9. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Акад. Проект, 2006.

10. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М.: Кучково поле, 2018.

11. Манович Л. Язык новых медиа. М.: Ад Маргинем, 2018.

12. Меньшиков Л. А. Терминология отечественного хореоведения в сфере современного танца, или О том, что делать с его современностью // Междунар. журн. исследований культуры. 2022. № 22. С. 6–15.

13. Мигунов А. С. Эстетика, искусство и современные гуманитарные технологии // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. 2011. № 3. С. 3–24.

14. Мигунов А. С., Ерохин С. В. Алгоритмическая эстетика. СПб.: Алетейя, 2010.

15. Петров О. А. На стороне танца. Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2021.

16. Петров О. А. Танец Тьерри Маландэна, или Может ли ожить старое дерево. Екатеринбург: Изд. дом «Афтограф», 2010.

17. Пигулевский В. О. Искусство и арт-практика. Харьков: Гуманит. центр, 2019.

18. Пименова Ж. В. Танцевальная коммуникация в эпоху цифровых технологий // Науч. вестн. МГТУ ГА. 2015. № 215. С. 122–126.

19. Савостьянова Ю. С. Импровизация в хореографических VR-экспериментах // Вестн. Акад. Русс. балета им. А. Я. Вагановой. 2022. № 6 (83). С. 19–28.

20. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: АСТ, 2003.

21. Фуллер Л. Пятнадцать лет моей жизни / Л. Фуллер; пер. с франц. О.В. Михнюк. СПб.: Планета музыки, 2017.

22. Frimat F. Qu’tst-ce que la dance contemporaine? : Politiques de l’hybride. P.: Presses Universitaires de France, 2010.

23. Katan-Schmid E. Improvisieren: Playing with Virtual Realities. A Practice based Research Experiment in Dancing with Technolog // S. Marguin, H. Rabe, W. Schäffner, F. Schmidgall (Eds.). Experimentieren: Einblicke in Praktiken und Versuchsaufbauten zwischen Wissenschaft und Gestaltung. Bielefeld: Verlag, 2019. P. 93–106.

24. Ladenheim K., McNish R., Rizvi W., LaViers A. Live Dance Performance Investigating the Feminine Cyborg Metaphor with a Motion-activated Wearable Robot // Proceedings of the 2020 ACM/IEEE International Conference on Human – Robot Interaction (HRI ‘20). Association for Computing Machinery, 2020. P. 243–251.

25. Laraba S., Tilmanne J. Dance performance evaluation using hidden Markov models // Computer Animation and Virtual Worlds. 2016. Vol. 27. №. 3–4. С. 321–329.

26. Manovich L. AI Aesthetics. M.: Strelka Press, 2018.

27. Sagasti F. Information Technology and the Arts: The Evolution of Computer Choreography during the Last Half Century // Dance Chronicle. 2019. Vol. 42. № 1. P. 1–52.


Рецензия

Для цитирования:


Уймина О.И. Новые объекты исследования в алгоритмической эстетике: танц-перформанс и хореографическая арт-практика. Сибирский философский журнал. 2024;22(1):82-95. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2024-22-1-82-95

For citation:


Uymina O.I. New objects of research in algorithmic aesthetics: dance performance and choreographic art practice. Siberian Journal of Philosophy. 2024;22(1):82-95. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2541-7517-2024-22-1-82-95

Просмотров: 187


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7517 (Print)