Preview

Сибирский философский журнал

Расширенный поиск

Развитие представлений о человеке и государстве в философии политического образования

https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-4-46-55

Аннотация

В статье рассматриваются отмеченные в современной философии образования российские и мировые тенденции, препятствующие выполнению государственными институтами функции формирования политического самосознания граждан через образовательную систему. Выявляются также особенности роли человека и государства в политическом образовании с точки зрения политических мыслителей и философов XVIII–XIX вв., представляющих как консервативную, так и либеральную концепции. Автор отмечает, что консерваторы всегда подчеркивали позитивную роль государства в формировании человека по причине несовершенства человеческой природы. Либералы же, напротив, приходили к мысли о несовершенстве государства и о необходимости сделать его, как и человека, объектом политического образования.

Об авторе

М. А. Широкова
Алтайский государственный университет
Россия
Марина Алексеевна Широкова

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и политологии



Список литературы

1. Анкерсмит Ф. Эстетическая политика. Политическая философия по ту сторону факта и ценности. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014.

2. Аристотель. Сочинения. М.: Мысль, 1983. Т. 3.

3. Гукова И. Н., Бойко Ж. В., Половнева Л. С. Состояние политического образования в современной России: проблемы и пути их решения // Via in tempore. История. Политология. 2021. № 48 (1). С. 238–248.

4. Гуторов В. А. Политика и образование: историческая традиция и современные трансформации // Полис. Политические исследования. 2015. № 1. С. 9–31.

5. Дубко Е. Л. Политическая этика. М.: Трикста; Академический проект, 2005.

6. Капустин Б. Г. Либерализм и Просвещение // Логос. 2005. № 3(48). С. 74–123.

7. Местр Ж. де. Пять писем графа Жозефа де Местра графу Разумовскому о государственном воспитании в России, 1810. URL: https://refdb.ru/look/1609338.html. Дата обращения: 10.01.2023.

8. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера. М.: Наука, 1994.

9. Щербинин А. И. Особенности политической социализации молодежи в университетском городе // Вестн. Том. гос. ун-та «Философия. Социология. Политология». 2019. № 51. С. 205–214.

10. Щербинин А. И. Политическое образование. М.: Весь мир, 2005.

11. Bellamy R. Introduction: The Making of Modern Citizenship // Bellamy R., Castiglione D., Santoro E. Lineages of European Citizenship. Rights, Belonging and Participation in Eleven Nation-States. N. Y.: Palgrave Macmillan Ltd., 2004. Р. 1–21.

12. Bonald L. A. de. Theorie du pouvoir politique et religieux dans la societe civile, démontrée par le raisonnement et par l’Histoire. Paris: Union générale d’éditions, 1965.

13. Complete Prose Works of Ralph Waldo Emerson. N. Y.; Melbourne: Ward, Lock & Co., Ltd. S.A., 1883.

14. Constant B. De l’esprit de conquête et de l’usurpation, dans leurs rapports avec la civilisation européenne. Hanovre, 1814. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k10545720/f17.item.texteImage. Дата обращения: 10.01.2023.

15. Demaine J. Citizenship Education and Globalization // Demaine J. Citizenship and Political Education Today. N. Y.: Palgrave Macmillan Ltd., 2004. Р. 200–211.

16. Unger R. M., West C. The Future of American Progressivism. An Initiative for Political and Economic Reform. Boston: Beacon Press, 1998.


Рецензия

Для цитирования:


Широкова М.А. Развитие представлений о человеке и государстве в философии политического образования. Сибирский философский журнал. 2022;20(4):46-55. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-4-46-55

For citation:


Shirokova M.A. Development of Ideas about a Person and the State in the Philosophy of Political Education. Siberian Journal of Philosophy. 2022;20(4):46-55. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-4-46-55

Просмотров: 156


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7517 (Print)