Preview

Сибирский философский журнал

Расширенный поиск

Критика разума в трансцендентальной феноменологии Гуссерля

https://doi.org/10.25205/2541-7517-2019-17-2-63-76

Аннотация

Рассмотрена концепция разума в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. На основе концептуально-терминологического анализа показана специфика понимания в рамках феноменологии категории разума и категории трансцендентального. Особенностью феноменологического понимания трансцендентального является приписывание ему индивидуальных характеристик, в отличие от кантовской традиции, где трансцендентальное понимается как нечто абстрактное, идеальное и универсальное. Партикулярные характеристики трансцендентального обусловливают и специфику понимания разума, которая может быть проиллюстрирована образом «сети». Эта разумная «сеть» пронизывает все сознание (т. е. и область мышления, и область чувствования и воления), этим в свою очередь объясняются особенности феноменологической спецификации разума на логический, практический и аксиологический. Представлены две модели этой спецификации (критики): параллелизм (Parallelismus) и переплетение (Verflechtung). Высказано предположение, что первая модель используется Гуссерлем в целях демонстрации системных взаимоотношений выделенных областей разума, а модель переплетения отвечает за описание функционирования этой системы.

Об авторе

С. В. Бердаус
Институт философии и права СО РАН
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Бердаус С.В. Критика разума в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Сибирский философский журнал. 2019;17(2):63-76. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2019-17-2-63-76

For citation:


Berdaus S.V. Criticism of Reason in Husserl’s Transcendental Phenomenology. Siberian Journal of Philosophy. 2019;17(2):63-76. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2541-7517-2019-17-2-63-76

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-7517 (Print)